Этот глупый мальчик подходит к руинам. Без маски.  Какой глупый. Ему принесли маску, а он отказался надеть её. Глупый-глупый мальчик. Чудак. 

 Каждый человек племени, достигая определённого возраста, получает от великого божества Филина маску, которую будет носить потом всю жизнь. Человек надевает её и носит, не снимая, постепенно привыкая к ней, сживаясь в одно. Спустя какое-то время человек перестаёт замечать её, после чего совсем забывает о её существовании. А в самом деле — зачем помнить? Абсолютно незачем. Правда, какое-то время спустя может заметить снова. Но большинство тут же стараются забыть об этом открытии, как об абсолютно бесполезном, или, точнее, опасном.
 Мальчишка рядом с великим храмом бога театра, иллюзий, торговли, судьбы… великого Филина, символа сгустившихся в ночь сумерек. Жители племени прогнали мальчишку, когда тот отказался надевать маску. Он абсолютно не мог понять, зачем это нужно. Он попробовал приложить её к лицу — но это ему не понравилось. Шершавая, неприятная. На кой надевать её? Зачем закрывать лицо от ветров, ласкающих его дыханием других пространств и времён? А люди разгневались. Они бы надели маску на него силой — но нельзя. Человек должен надевать маску сам. И в этом главная хитрость — в том, что маска для каждого создаётся индивидуально и поэтому маска оказывается на его лице лишь если он этому помогает. Ведь некоторые особенности своего лица чувствует только он сам, и игнорирование их приводит к отторжению. А если маска не ощущается как «своё» — она остаётся лишь обработанным каким-то мастером куском материала.
 Потому мальчишку прогнали к этому «храму». А храма не было видно — лишь какие-то развалины, достигавшие в самых высоких местах лишь по пояс мальчишке. Но по словам жителей племени — это прекрасный, величайший на земле храм. Где же филин? А, вот и он…

 Маску многие называют по разному — характер, нрав, карма, судьба… Вернее, так называют её проявления. Ведь про маску все забыли. Всё, что нужно, она сделает сама. Маска умеет многое — в том числе и менять  выражаемые ей эмоции. Пустив корни во всё тело, она управляет чувствами, мыслями, желаниями. Она — универсальное мерило всего, что есть в жизни человека. Она определяет, сколько человеку нужно счастья и страданий, богатства и болезней, друзей и врагов. И не пустит в его жизнь ничего сверх нормы. Потому как всё излишнее может привести даже к таким ужасным последствиям, как временная потеря маски. Человек, оказавшись даже на короткое время без неё, во-первых, может натворить делов и навредить себе, во-вторых, ему может навредить окружающее. И после возвращения на своё место маске придётся долго возвращать человека и себя к прежнему состоянию.
 Филин, не мигая, смотрит на мальчишку. Грозный птиц кажется каким-то не грозным при этом. Обыкновенная птица. Говорящая.
- Так это ты тот чудак, что отказался надеть маску?
- Я.
- Почему ты не надел её?
- Не вижу смысла.
- Как не видишь смысла? Ведь маска…
- Мне рассказывали о всех её преимуществах жрецы. Мне всё это не нужно. Мне и так хорошо. И кстати, где твой великий храм? Я вижу здесь только развалины.
- Что? Ах да, ты ведь не надел ещё маску… Жалкий еретик, надень её сейчас же или пожалеешь!
  Маска упала к ногам мальчишки. Тот посмотрел на неё, потом поднял с земли и с весёлым криком запустил в Филина. 
- Да как ты смеешь! Я тебя растерзаю!
- Да что ты можешь сделать мне? Просто наглая птица. Не понимаю, почему тебя так все боятся. Дуришь людям головы, пугаешь.
- Я тебе ещё покажу! — прокричал Филин, улетая.
- И что ты мне покажешь? — спросил уже скрывающуюся вдали птицу мальчишка,- Хотя…

 Весь мир — театр, и все мы в нём актёры. А знаешь ли ты, друг мой, историю театра? Изначально актёры выступали в специальных масках, на которых вырезалось доброе, злое, хитрое или любое другое лицо. И поэтому всем было понятно, кто какую роль играет.  Но использовать маски начали раньше, театр лишь раскрыл одну из множества функций. Лицо — слишком важная часть, чтобы раскрывать его перед каждым. Через него, как через окно, можно узнать слишком много о душе и ударить в неё. А души -они ведь такие слабые и ранимые… Глупо отказываться от маски. Маска, в отличие от многих других вещей, рентабельна. Что бы это слово ни значило. Правда, через очки, которыми маска защищает глаза, внешний мир доходит искажённым. И зависит это от того, как и кем маска создана.
 Что очень интересно — некоторые всё же не понимают всех прелестей маски, и отказываются надевать её. И этих упрямцев не вразумить, не объяснить вещей, понятных, вроде бы, каждому — поэтому остаётся их лишь выгонять. Среди нормальных людей им — не место.
 Чудак, глупый мальчишка, уходит. Потому что ему всё-таки хватило ума догадаться, что Филин сейчас вернётся вместе с кучей разгневанных людей. Наверное, он скажет им, что юный еретик осквернил его великий храм. И с помощью  очков в их масках покажет им, что так оно и есть. Поэтому лучше бежать.